Мастер-класс Шесть шляп – шесть разных способов мышления

Тема. Шесть шляп – шесть разных способов мышления

Цель. Продемонстрировать способ, как научиться управлять своим мышлением, отделяя логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов.
Привить стремление «Думать глобально – действовать локально!»
Оборудование. Ноутбук, мультимедийный проектор, презентации по теме «Шесть шляп мышления», иллюстративный материала, карточки, атрибуты.
Ход занятия
      I.       Вступление.
Мастер-класс
гостеприимно
приглашает вас.
Творчество – природное качество ума или приобретенное?
Правильно! Творчеству можно и нужно учиться.
Импульс к творчеству может деть методика, разработанная английским психологом Эдвардом де Боно.
Часть I. Теория.
Сегодня у нас большой репертуар
Приглашаю посетить семинар.
№2.          «Шесть шляп – шесть разных
Способов мышления», -
тема нашего обсуждения.

Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит в шляпе-то – вся суть! –
так начинается первая глава книги Эдварда де Боно об изменении образа мыслей, о магии перевоплощения под сенью разноцветных шляп.
№3    Вживаясь в мир воспринятых ролей,
Мы душу маски делаем своею.
Чей образ на себя мы примеряем,
С той гаммой черт роднимся мы душой…
Итак, наденьте шляпу –
Дайте форму мыслям!
Стюардесса в пилотке
думает об одном
Будучи хозяйкой дома –
совсем о другом.
Так прошляпить не удастся
Ни одной хорошей мысли.
Не позволят мысле-шляпы,
Чтобы чьи-то мысли висли.
№4   Образ мыслей в шляпе белой
Может быть довольно смелый.
Если мысль на факты опирается,
Информация достоверной считается.
№5    Но нельзя путать факты и предположения
Какими бы ни были убеждения.
Например, что есть Вселенная – это факт,
А ее творец, создатель – артефакт.
Любые цифры и обстоятельства
Требуют доказательства.
№6    Мир наших чувств под сенью шляпы красной
Часто жизнь делает опасной:
Если эмоции преобладают,
Они очень общению мешают.
Сравним восторг и радость, гнев и ярость…
№7    Цвет огня душу «сжигает»,
Восторгом сердце пылает
Азарт возникает,
Когда кровь играет…
Но стоит ярость в сердце вселить,
Может жертву агрессор испепелить.
№8    Шляпа цвета мрачных настроений –
Причина всяких сомнений.
Например, анализ критический
Вызывает настрой пессимистический.
№9    Да или нет?
Где искать ответ?
Как обнаружить подводные камни,
Скрытые в глубокой тайне?
№10  Наличие риска, ошибок возможность
Вызывает особую осторожность.
Ведь о проблемах знать –
Не означает их разрешать.
№11  В шляпе цвета
Солнечного света
Живет вера, надежда, любовь
И оптимистический настрой.
№12  Не находят оправдания
Только глупые ожидания,
Будто поможет желтый берет
Заполучить счастливый билет.
№13 В зеленой шляпе вдохновения
Возникают творческие стремления:
Созидание креативных идей,
Возникновение различных затей.
№14 Когда энергия жизни бьет ключом,
Творчеству все это нипочем.
№15 Под небосводом шляпы синей
Мысль зиждется, как иней.
Ход эффективного управления
Контролирует процесс мышления.
За синей шляпой – привилегия
Часто признается ее стратегия.

И – изучать проблемы!
Д – добираться до сути системы.
Е – есть ли выбор, варианты решения?
А – а потом делать заключения.
Л – логический вывод и финал
Что получается?
ИДЕАЛ!
Разные оттенки имеют слова мыслить, размышлять, кумекать, мозговать, предполагать, замышлять, подозревать…, но все означают думать!
Задание. Установить последовательность мыслительных операций, назвав цвет шляпы. (Демонстрируется ответ показом условного знака – цвета)
Б       Мыслить можно по-деловому,
Ж                                  по-хорошему и
Ч                                   по-плохому…
Кр.    Под влиянием эмоций – по-разному,
З       В творческом поиске – по-всякому,
С       Нешаблонно – значит по-иному,
         Не растрачивая силы по-пустому.
Проверка:  по-деловому (белый)
                   по-хорошему (желтый)
                   по-плохому (черный)
                   по-разному (красный)
                   по-всякому (зеленый)
                   по-иному (синий).
Задание. Привести пример нешаблонного мышления. (В форме рассказа.)
Участник 1 мастер-класса
Старый богач задумал жениться,
Юную особу склонял согласиться.
Отец девушки ему задолжал,
В случае отказа богач ему тюрьмой угрожал.
Гравием усыпаны дорожки в саду,
Все трое медленно шли к пруду.
Жребий тянуть Ростовщик предложил,
В сумочку камешки он положил.
Черный камешек – станет девушка ему женою,
Белый камешек попадется – она свободною остается.
Жребий шанс предоставлял:
Отца от долгов спасал.
Делать нечего, пришлось соглашаться
Надо было отцу как-то спасаться,
Ростовщик бал мошенник и лжец.
Это знали девушка и ее отец.
Не видать ей белого света:
Ведь в сумке камешки черного цвета.
Если коварство хитреца разоблачить,
Мошенник не захочет долг отцу простить,
Не хотелось и себя в жертву приносить,
Пришлось умной девушке тоже схитрить.
Вытащив камешек, его уронила,
Нешаблонный подход она применила.
Черный в сумке камешек остался,
Значит, ей белого цвета достался.
Девушка Ростовщику не возражала,
Но замужества со стариком избежала.
Долг отца по условию погашенным оказался,
Сам же Ростовщик в обмане не признался.

Продолжение презентации. Слайды 16, 17 и 18.
Задание. Составить синквейн. (Слайды 16,17)
Синквейн
·     Первая строка – тема (возможно, стихотворения), выраженная одним словом, обычно именем существительным.
·     Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именем прилагательным.
·     Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
·     Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
·     Пятая строка – одно слово – синоним к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне; синоним, повторяющий суть темы.
Слайд №18.
Может получиться, например, такой синквейн:
·     Каникулы
·     Долгожданные, но недолгие.
·     Планируешь, предполагаешь – не успеваешь.
·     Ну почему хорошее так быстротечно!
·     Мгновение.
Слайд №20 (можно пропустить)
УУД (универсальные учебные действия)
Слайд №21.
Учить надо не мыслям          Учить надо мыслить
– Как легко запомнить цветовую гамму шляп? Какие возникли ассоциации? (Предполагаемые ответы участников семинара.)
Предложение ведущего. Шляпы (их цвет) можно запомнить попарно:
·     Красный и белый (кровь на снегу)
·     Черный и желтый (подсолнух)
·     Зеленый и синий (небо над травой)
Чей образ на себя мы примеряем,
С той гаммой черт роднимся мы душой…
Задание. Составить синквейн, будучи в разных шляпах (например, в черной и желтой).
Темы одинаковые. Колумб.
Участник 2
Колумб
Учасник 3
Колумб
Лживый, бездушный
Командовал, торговал, обогащался.
Делал все для достижения цели.
Смелый, настойчивый.
Открывал, торговал, обогащался.
Воссоединил мир и потряс человечество.
Авантюрист
Герой
Прием «Шесть шляп мышления» используют учителя при анализе собственного урока.
Участникам семинара вручается образец анализа «Критерии оценки эффективности урока» в виде карточки с изображением шести шляп.
Данный прием можно использовать на стадии рефлексии при подведении итогов работы на уроке.
Предложить подобные карточки участникам семинара.
Школьники сами могут, например, анализировать художественный текст на уроке чтения с позиции шести шляп мышления.
Карточки вручаются участникам в виде поощрения за активность.
   II.       Часть II. Практика.
Методика шесть шляп мышления является универсальной для людей разного возраста: от дошкольников до зрелых лет.
Учащихся мыслить надо учить,
Гибким умом вооружить
На все случаи жизни ответ знать,
Из любой ситуации выход искать.
Эдвард де Боно, наверно,
все объяснит нам примерно.
№1.   Британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления опубликовал книгу «Принцип Действия Ума», на основе которой изобрел инструменты латерального мышления.
Участник №4
Откуда у него эта мысль взялась?
Как идея шести шляп родилась?
Эдвард де Боно рос слабым физически,
В драки не лез никогда он фактически.
Скромным он рос и, когда возмужал,
Стать победителем очень желал.
Чтобы в спорах друзей превзойти,
Способ оригинальный надо было найти.
Когда разные мысли роятся, кипят,
Как-то бы надо их обуздать.
Стройно логически думать заставить,
Все аккуратно на полках расставить.
Голова, что походный котелок,
Переваривает мысли сейчас и впрок.
Мыслеварительный метод Эдвард задумал,
Для этого разноцветные шляпы придумал.
Мышление латеральным назвал,
Способу параллельному развитие дал.
На шесть режимов его разделил,
Каждому шляпу свою предложил.
Под красной шляпой эмоции и чувства надо унять,
Но как это делать, полезно узнать.
Желтая нужна, чтоб оптимизмом вдохновить,
Зеленая, чтобы творчество свое проявить.
Под черной шляпой риски взвесить, все оценить,
Под синей – позитивные идеи обобщить.
Учитель.
Чей образ на себя мы примеряем,
Тот тип мышления приобретаем.
Когда символика шляп свою роль обретет,
Человек из любой ситуации выход найдет.
Пропустить кадры №2, 3, 4, 5, 6 (концепция).
Слайд №7. В методе «Шести шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Задание. Прокомментировать символику шляп. (Участники мастер-класса читают содержание кадров-слайдов №8, 9, 10, 11, 12, 13 по очереди. На их голове разноцветные шапочки).

Слайд №8. Участник мастер-класса в красной шляпе.
Карточка.
Красная шляпа (чувства)
Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отрегулирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.



Слайд №9. Следующий участник.
Карточка.
Белая шляпа (факты)
Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрасным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».
Слайд №10. Участник 3.
Карточка.
Черная шляпа
Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она помогает оценить риски.
Слайд № 11. Участник 4.
Карточка.
Синяя шляпа (процесс)
Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий жизни; философски осмыслять события и явления.
Ведущий. Назначение цвета усвоили,
(итог)         Возможности мышления удвоили.
                   Как-то предложил учитель
Провести занятие «Мыслитель».
Синюю шляпу себе он избрал
Быть внимательными всем наказал.
Презентация №3. Слайд №1. «Шесть шляп мышления. Критическое мышление».
Чтобы провести это занятие,
Вспомним предыдущее мероприятие.


Слайд №2.
Белая шляпа – факты и логика (наука о способах рассуждения). Основная цель логики – исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.
Красная шляпа – эмоции и чувства. Интуиция – постижение истины без логического анализа, основанное на воображении и опыте.
Пример №1. Слайд №3. Решение нестандартной задачи.
Условие. В корзину с подберезовиками положили 12 подосиновиков. Потом взяли половину всех грибов, после чего в корзине осталось 19 грибов. Сколько подберезовиков было в корзине?

Слайд №4. Неправильное решение задачи учеником. Критические замечания ученицы.
Мальчик предложил сложить 19 и 12, а потом все разделить на 2.
1)     19+12=31 (грибов)
2)     31:2 не делится
– Как девочка прокомментировала действия мальчика?
Девочка сказала, что так задачи не решают. Ничего хорошего из этого не выйдет. Видишь, не делится.
– Какой шляпе соответствует этот ответ? (Красной)
Вариант решения №2.
Тогда надо 19–11=8 (грибов),  а потом 8:2=4 (гриба). Делится!
Комментарий. Опять неправильно. (Снова красная шляпа.)
– Почему? Как вы думаете?
(Отсутствие логики, формальный подход, мальчик, механически подбирал числа.)



Слайд №5. Самостоятельное решение нестандартной задачи и запись решения в тетрадях.
Условие
Решение
Проверка  
Было – ?
Положили – 12 гр.
Взяли поровну
Осталось – 19 гр.
Сколько грибов было в корзине первоначально?
1)  19∙2=38 (гр.)
2)  38–12 =26 (гр.)

Ответ: подберезовиков было 26 грибов.
26+12=38
38:2=19
 

(x+12):2=19

Вывод. Критических указаний оказалось для мальчика мало. Ему могли бы помочь наводящие вопросы.
Слайд №6. Обсуждение понятия критического мышления.
– Что такое «мышление в черной шляпе»?
· Черная шляпа – это критика.
· Такое мышление всегда логично, оно оперирует фактами.
· Если что-то просто отвергать, это не мышление, а отрицательные чувства (страх, зависть, злость).
· Отрицать намного легче, чем предлагать. Нападение дает эффект превосходства. Поэтому увлекаться критикой опасно.
Разбор примера №2. Грамматические правила.
Слайд №7. Ученик с книгой дает неправильный ответ по грамматике (это типичная ошибка).


Словосочетание, – говорит он, – надо писать «над новыми воротыми», используя вопрос какими?, значит, окончания -ыми, -ими.
Комментарий мальчика с рюкзаком.
Это неправильно. Кто же так проверяет?


– В какой шляпе сделано суждение? (Красная шляпа дала оценку написанию.)
– Почему вы так решили? (Мальчик не аргументирует свою критику, а только поддается эмоциям, что является ошибочным.)
Слайд №7. Ученик с книгой дает неправильный ответ по грамматике (это типичная ошибка). Мальчик с рюкзаком не аргументирует свою критику, а только поддается эмоциям, что является ошибочным.
Пример №2. Русский язык. Как писать окончания в словосочетании «над нов…ми ворот…ми».


Это словосочетание надо писать «над новыми воротыми», используя вопрос какими?, значит, окончания -ыми, -ими.
Это неправильно! Кто же так проверяет?


Вывод о том, что высказывание суждения сделано мыслями в красной шляпе. Это неправильно.
Слайд №8.
В слове новыми, действительно, окончание проверяется вопросом какими?. Но у существительного и прилагательного разные окончания. А слово воротами можно проверить существительным с ударным окончанием (лесами).
Слова разных частей речи (прилагательные и существительные). Их окончания проверяются по-разному.
Слайд №8. Новый комментарий написания окончания
В слове новыми, действительно, окончание проверяется вопросом какими?. Но у существительного и прилагательного разные окончания; окончания разных частей речи проверяются по-разному.
Слово воротами можно проверить существительным с ударным окончанием (лесами).
– Чья оценка оказалась более правильной?
(Девочка не стала огульно критиковать высказывание ученика, а сначала подчеркнула то, что было правильным, потом доказала, в чем была ошибка.)
– Какая шляпа подходит девочке?
(Для девочки подходит черная шляпа. Ее высказывание не так обидно, зато мальчик поймет, в чем его ошибка.)
Выяснение вопроса о порядке позитивного и критического высказывания.
Слайд №9.
– Что же лучше делать сначала: высказывать положительные суждения или критиковать?
Как только ум направится в отрицательную сторону, очень трудно увидеть что-то положительное. Поэтому сначала лучше надевать желтую шляпу – позитивное мышление, а потом критиковать.
Пример №3. Мед: польза или вред.
Слайд №10.


Один мишка утверждал: «Мед очень полезен. Надо его есть как можно больше!»
Другие говорили, что мед вреден. От него одни неприятности. Не ешьте мед!


– Кто же прав?
Слайд №11.
·     Мед – источник витаминов.
·     Для больных диабетом мед может заменить сахар.
·     Он уменьшает кашель, насморк, боль в горле.
·     Использование меда при ожогах, язвах, ранах, ускоряет их заживление.
ü Но к меду может быть аллергия.
ü Если есть его много, зубы могут быстро разрушаться.
– Какой вывод можно сделать?
Значит, мед полезен, и вреден; надо думать, когда, кому и сколько его есть.
Пример №4. Редактирование текста на тему «Новый год».
Слайд №12. Текст
Слайд №13.
– Как же надо отвечать на критику?
Ø В ответ на критическое суждение можно аргументировать свою точку зрения. (Ответ ученика в белой шляпе.)
Ø Можно давать критический ответ тоже и в черной шляпе.
Ø Можно формулировать негативный вопрос.
Ø Нежелательно выражать негативные эмоции (надевать красную шляпу), это только обострит ситуацию.
Слайд №14 Домашнее задание.
1.   Придумать или вспомнить ситуацию, при которой необходимо критическое реагирование (примеры можно брать из научных источников или из жизни).
2.   Подобрать примеры правильного и неправильного вариантов реагирования.
Слайд №15. Рефлексия.
А теперь опытом хочу поделиться,
Как «шесть шляп» позволяют перевоплотиться,
Превратить занудную занудятину
В увлекательный процесс отсебятину.
Задание. Переписать известную сказку «Курочка Ряба» с позиции разных типов мышления.
Попробуем?
– Жили-были дед и баба.
Была у них курочка Ряба.
– Снесла  курочка яичко не простое…
Снесла курочка яичко золотое.
·     Жонглер в цирке яичко бросал и ловил
·     Банкир проценты и деньги любил,
Он золотые яйца заложил.
·     Оптимист купил часы
Небывалой красоты.
Они на цепочке свисали
И яйцо напоминали.
·     Конфеты «Курочка Ряба» кто-то изобретал,
А бизнесмен конфета продавал.
·     Маг любопытный яичко разбил.
·     Учитель школьников спросил:
Кто какую шляпу носил?
Предполагаемые ответы.
·     Красную в цирке жонглер надевал,
Своим искусством зрителей удивлял,
Яички золотые ловить успевал,
У зрителей эмоции и чувства возбуждал.
·     Белую шляпу банкир носил,
Это он яйца под проценты заложил.
·     Маг в черной шляпе глаза опустил,
Он напрасно золотое яичко разбил.
Кондитер конфеты изобретал,
А бизнесмен их продавал.
·     Оба – творцы, они в шляпах зеленых,
Это цвет только смышленых.
Золотом яйца на солнце горят
             Шляпа желтая угощает ребят
·     Оптимист конфеты купил
И на празднике детям дарил,
По часам определял,
Кто на праздник припоздал.
Их без конфет не оставил,
Но сплясать за подарок заставил.
·     Синюю шляпу учитель носил
Он замысел всех разоблачил.
Учитель на дом задание дал;
тех, кто фантазией обладал,
К творчеству побуждал;
Но перспективу всегда соблюдал.
Перспектива необходима:
В профессии она незаменима.
Кто опыт постигает,
Тот в жизни побеждает.
В заключение предлагается «Притча о старом шляпнике».
У мастера была большая семья:
Шестеро детей, все сыновья.
Под заказ мастер шляпы шил,
Почет и славу он заслужил.
Не хотелось ремесло оставлять,
Да пришло время помирать.
Сыновьям в наследство по шляпе оставил
Тем самым их перед выбором поставил.
Как жить дальше не сказал,
На цвет шляпы намекал:
Думайте и трудитесь, как папа.
Пусть каждому помогает шляпа.

Белая шляпа старшему досталась,
Его мечта о карьере сбывалась.
Факты и цифры – все он учел,
Систему знаков себе предпочел.

Красную шляпу вручили второму,
Жизнь изменилась его по-другому.
Художественный образ его привлекал
Поэтому он яркую шляпу избрал.


Третий все детально изучал,
И анализу подвергал.
Критиком стать он мечтал,
Черную шляпу себе избрал.

Сын четвертый оптимистом слыл,
Желтую шляпу он полюбил.
Все в солнечном цвете воспринимал
И никогда не унывал.

Пятый, в творчество влюбленный,
Выбрал цвет шляпы зеленый.
Он не был на выдумки обделенный
В семье считался самым смышленым.

Младшему синяя шляпа досталась,
По сути та, что осталась.
Но он не обиделся, что заимел,
Именно эту он шляпу хотел.

Удивительное наследство отец детям оставил,
Их продуктивно мыслить заставил.
Шляпы многому братьев научили,
Путь к успеху в труде открыли.

Хорошие проценты банкир имел…
Какой шляпой он владей?
(Белой)
Кто стихи писал, пел, рисовал,
В жизни изобретателем стал?
Творчество во всем проявлял,
Новых идей хоть отбавляй?
(Владелец зеленой шляпы)

Кто странствовал по свету,
Изучал родную планету,
Очень землю свою любил,
Пчел и цветы разводил?
(Владелец желтой шляпы)

Кто в театре роли разные играл
И на сцене выступал?
(Актер, владелец красной шляпы)

Кто черную мантию надевал
И людей из беды выручал?
Часто просто предостерегал,
Чтобы человек не рисковал…
(Следователь, судья, адвокат. Человек с юридическим образованием, владелец зеленой шляпы)

К кому обращались за советом
И были всегда довольны ответом?
Кто мог обучать, наставлять,
Словом, людьми управлять?
(Владелец синей шляпы)




При встрече братья пожелали шляпами обменяться,
Чтобы в других областях развиваться.

Разные ситуации в жизни случаются,
Компромиссы не всегда получаются.
Каждая шляпа достойна победы,
Если обходит скандалы и беды.
А все вместе шляпы мыслить обучают
Успешно творчество развивают.
***
Стремитесь, коллеги, креативность развивать,
Чтобы школьники могли созидать и процветать.

Спасибо за внимание и понимание!