Методическая студия Реализация Государственного стандарта начального образования

Харьковская гимназия №116





Методическая студия
Реализация Государственного стандарта начального образования по вооружению школьников ключевыми компетентностями на принципах личностно ориентированного и интеллектуального развития


Разработала и провела
учитель начальных клас сов
Пуговкина
Светлана Алексеевна,
специалист высшей
квалификационной категории
«учитель-методист»




Харьков

2017
В учителе мудрость талантливо дерзкая:
он солнце несет на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия, самая главная на Земле.

Методическая студия –
об опыте репортаж:
как учащихся удивлять,
как идеалы утверждать,
чтобы победы умножать и
жизнь успехами увенчать.

Слайд №1. МОН Украины
Задача личностно-ориентированного и компетентностного подходов официально заявлена в стандартах образования второго поколения (Постановление Кабинета Министров Украины от 20 апреля 2011 г. №462, г. Киев).
До сих пор этим вопросом в официальных документах должного внимания не уделялось.
Слайд №2. Технологии
Возможно, по этой причине разработка технологий содействия развитию творческой личности на принципах компетентности пока находится в стадии зарождения.
Слайд №3.
Постепенно утверждаются личностно-ориентированные принципы психологической комфортности.
Слайд №4.
Милтон Эриксон, например, считает, что каждый человек заслуживает, чтобы его воспринимали в лучах сияющей звезды.
                                                   
Слайд №5.

Метафора «Звезда»
Пять лучей – пять принципов.
Это как?
1.   Все люди хороши такими, какие они есть.
2.   Они уже обладают всеми ресурсами для успеха.
3.   Они для себя делают лучший выбор из возможных.
4.   За каждым из поступков – позитивные намерения.
5.   С каждым выбором человек изменяется.
Слайд №6.
Аналогично можно использовать метафору «Дом».
Хорошие жильцы обитают в нем.
Фундамент – каждого ресурсы,
Общую цель имеет все курсы.
Дверь – это выбор возможный,
Он должен быть самый надежный.
Окна – намерения позитивные,
А достижения – продуктивные.
Сад – изменения неизбежны,
Если ученики будут прилежны.
Слайд №7.
Важные принципы педагог соблюдает,
Школьников активных он поощряет:
Когда ведется опрос
Звучит удачный ответ на вопрос;
Если следует неполный ответ,
В таких случаях дается совет;
Но непременно в речевой функции
Соблюдается принцип презумпции.
                                             2
Слайд №8.
Учащихся наставник постоянно развивает,
Принцип минимакса творчески внедряет.
Слайд №9.
Между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность.
 Поэтому учитель призван создавать условия, провоцирующие познавательные действия:
искать, прогнозировать,
думать, комбинировать,
выполнять, анализировать,
проблемы разрешать,
компетентности формировать.
Слайд №10.
В госстандартах четко сформулирован ответ, чему следует отдавать приоритет.
Суть нового подхода к образованию заключается в переносе акцента с идеи освоения знаний на идею актуализации ресурса личности как источника интеллектуального развития и компетентностной подготовки, то есть, каким способом деятельности обучать, чтобы проблемы успешно решать.
Компетентностный подход предполагает освоение ЗУНов, позволяющих действовать в новых, нестандартных ситуациях.
Слайд №11.
Компетенция – это набор знаний, умений и навыков, позволяющих разрешать противоречивые факты, предвидеть последствия, устранять ошибки.
Компетентность – это качество проявления компетенций в деятельности.
Как говорится, «просто знать – мало, знания нужно уметь использовать».
Слайд №12.
Итак, компетентность – это интегрированный результат образования, включающий мобильность знаний, критичность мышления и гибкость метода.
Такова формула компетентности.
Слайд №13.
Модель личности выпускника школы, достигшего ключевых компетентностей, постоянно совершенствуется, ведь главный признак компетентностного подхода – способность к самообучению в дальнейшем.
Слайд №14.
Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.
Если мы говорим о компетентности человека, то это значит, что он обладает способностью чрезвычайно быстро выбирать в сложившихся обстоятельствах наиболее подходящий фрейм.
(Фрейм – кадр, рамка, окно в окне.)
Как это происходит?
Человек владеет определенным репертуаром схем, характеризующих его индивидуальные возможности и являющихся показателем уровня его интеллектуального развития.
Для конкретизации феномена интеллект, проанализируем результаты проведенного интервью.
Ответ 1.Интеллект – это способность мыслить рационально, действовать интегрально, решать проблемы оригинально.
Ответ 2.Есть и неординарный ответ. Интеллект, как помнится из курса психологии, – это солянка из ощущений, восприятия, памяти, мышления, представлений…
Ответ прозвучал в форме шутки, но он предельно исчерпывающий.
А вот еще одно определение.

 Слайд №15.
Интеллект – это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Слайд №16.
Обратите внимание!
Сетка взаимодействия разных анализаторов, фреймов, репертуар схем - это КПД поисковой системы мозга.
Слайд №17.
Именно поэтому различают разные типы интеллекта:
умственный, вербальный,
логический, музыкальный,
физический, эмоциональный,
пространственный, социальный,
духовный, творческий…
Слайд №18.
Обладание только одним хорошо развитым интеллектом не приносит человеку счастья и успеха. Необходимо достичь гармонии и равновесия всех качеств интеллекта.
Не случайно проблема интеллектуально-эмоциональной насыщенности учебно-воспитательного процесса при обеспечении государственного образовательного стандарта приобрела доминирующее значение.
Слайд №19.
Развивающая среда в условиях образовательного процесса создается путем учебной деятельности с учетом чему учить, ради чего учить, как учить, чтоб не созерцать и говорить, а созидать, вершить, творить, чтоб практический результат получить.
Начну с уроков литературного чтения.
Слайд №20.
Идеальный читатель – это тот, кто работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
Слайд №21.
Три этапа работы с любым текстом.
·     До чтения – прогноз, предположение.
·     Во время чтения выясняется авторская позиция.
·     После чтения следует комментарий
Слайд №22.
Вопросы могут быть «тонкие» закрытые, предполагающие однозначный ответ, и «толстые» открытые, на которые определенно дать ответ нельзя, а потребуется рассуждать, доказывать, убеждать.
Слайд №23.
Ромашка Блума учит школьников ставить вопросы: уточняющие, оценочные, творческие, практические, вопросы-интерпретации.
Это помогает нивелировать (обезличить) распространенный среди школьников «прием» чтения «пять плюс три», когда читаешь пять страниц сначала, три в конце – и думаешь, что содержание книги усвоено.
Слайд №24.
Вот какая получается ромашка Блума по теме «Молекула».
Слайд №25, 25а.
На уроках чтения уместны приемы развития критического мышления:
·     Кластер.
·     Бортовой журнал.
·     «Мозговой штурм».
·     «Пометки на полях» (прием называется инсерт) и другие.
Слайд №26.
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – графическое оформление смысловых единиц.
– Как бы вы составили кластер по теме «Звук»?
Предполагаемые ответы (учитель-физик скажет так):
в центре записать слово звук, а вокруг расположить:
·        определение, что такое звук;
·        виды звука;
·        звуковой резонанс;
·        характеристика звука;
·        скорость распространения звука;
·        источники звука.
Слайд №27.
На уроках природоведения, вообще, на любом уроке и даже внеклассном занятии, можно составлять «Синквейн».
Как это делать:
1я строка. Название (обычно существительное).
2я строка. Описание (два прилагательных).
3я строка. Действия (описание тремя словами).
4я строка. Чувство (фраза).
5я строка. Повторение сути (синоним названия) или ассоциация.
Слайд №28.

Образец.
Пирамида.
Великая, огромная.
Построена, удивляет, хранит.
Сохранившееся седьмое чудо света.
Гробница.

Примеры (синквейны составляют участники мероприятия).
Вулканы.
Раскаленные докрасна.
Взрывающиеся изнутри, обжигающие.
Природная огненная топка.
Ад.
Ведущий.
 Давайте составим синквейн к слову  синквейн
Синквейн.
Строгий, лаконичный.
Поясняет, обобщает, углубляет.
Помни: краткость – сестра таланта.
Резюме.
Прием «синквейн» развивает нестандартное мышление.
Участник 1.                                             Участник 2.
Положительный синквейн к                   Отрицательный синквейн к слову
слову учитель.                                         учитель.
Учитель.                                                   Учитель.
Душевный, открытый.                             Крикливый, суетливый.       
Любит, ищет, думает.                               Объясняет, заставляет и ждет.
Много идей – мало времени.                   Когда закончится эта пытка?
Призвание.                                                Бедолага.
Слайд №29. Каникулы(участники составляют самостоятельно).
Слайд №29а.
Синквейн можно использовать в ином назначении.
Попробуй отгадай (1).
……..
Балованный, маленький.
Плачет, требует, хохочет.
… – цветы жизни.
Чудо.
Попробуй отгадай (2).
·       ……..
·       Фотофизический, фотохимический.
·       Поглощает, превращает, использует.
·       Превращение углекислого газа в органические вещества.
·       Кислород.
Слайд №30.
Написание эссе, отзывов, сочинений-рассуждений подчиняется определенным требованиям:
1.   Тезис – мысль, требующая доказательства.
2.   Почему? Аргументы.
Здесь важно правильно строить рассуждение: по типу веерной связи или цепной последовательности.
·     Слышен гул. Само дерево гудеть не может.
·     Если дерево гудит, значит там есть пчелы.
·     Если там есть пчелы, значит может быть и мед.
·     Если там есть мед, можно будет полакомиться.
Слайд №31.
Очень важно научить школьников различать доводы и примеры.
Доводы оформляются с помощью абстрактных оценочных слов, их нельзя представить в виде иллюстраций, а конкретное содержание примеров можно проиллюстрировать.
Слайд №32.
Смертельный грех учителя – быть скучным.
Нельзя забывать, что познавательный интерес – верный союзник волевого усилия.
Математические задачи-шутки могут скрасить урок.
Слайд №33.
Акробат и собачонка весят два пустых бочонка.
Шустрый пес без акробата весит два мотка шпагата.
А с одним мотком ягненок весит – видите бочонок.
Сколько весит акробат в пересчете на ягнят?
Слайд №34.
Пример задачи на развитие логического мышления.
Жили-были две фигуры: круг и квадрат. На их улице было три дома: один дом был с окном и трубой, другой – с окном, но без трубы, третий – с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку.
Кто в каком доме жил?
А вот задача в стихах.
Слайд №35.
Решила старушка ватрушки испечь
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь.
А сколько их надо – совсем позабыла.
Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда,
Две штучки – для Тани,
Дочурке соседа.
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помогите старушке сосчитать ватрушки.
                                                      В. Кудрявцева
Предвижу замечания, мол надо учить, а не развлекать. Вполне согласна!
Поэтому предлагаю несколько игровых занятий на достаточном уровне сложности.
 По результатам проведенной методической студии Вам будет предложено ознакомиться с их содержанием и позже принять участие в оценке продуктов педагогической деятельности.
1.   Урок математики. По теме: Большой «Дробный мозгодром» (развивает математический интеллект)
2.   Игра по русскому языку «Умники и умницы» (вербальный интеллект)
3.   Урок ИЗО «Сказочная страна Натюрморт» (эмоциональный интеллект)
Все уроки имеют мультимедийное сопровождение.
Слайд №36.Пример к уроку «Как достичь успеха?» по предмету «Я у світі».
Из чего состоит успех?
12 % составляют знания и умения.
По 15% усердие, упорство, терпение,
самодисциплина.
Не все гладко на пути к успеху:
25 % составляют ошибки и шишки.
Удача всего лишь 3%.
И это все ради
5 %общественного признания и уважения.
Слайд №37.
Критерии успеха представлены на слайде.
-     Достижение поставленной цели.
-     Удовлетворенность собой.
-     Признание общества.
Слайд №38.
Найти свой золотой ключик успеха помогает хорошо развитый интеллект.
Слайд №39.
Свидетельством тому служат конкурсы, турниры, олимпиады…
Слайд №40.
Викторины.
Слайд №41.
Брейн-ринг.
Слайд №42.
Самый умный.
Игры любят дети и взрослые.
Слайд №43.
Игра «Конкурс знатоков»
Слайд №44.
«Кто самый умный».
И здесь нельзя не согласиться с И. Кантом:
Не мыслям надо учить, а мыслить!
(открыть «Техника интеллект- карт»)
Эффективным средством развития интеллекта является:
1.   «Техника интеллект-карт».
2.   Интеллект-карты, их ветвление отражает творческое мышление.
3.   Достоинство карт принимайте, методику составления их применяйте.
4.   Наглядность, привлекательность развивает образность,
повышает внимательность.
5.   Возможности огромные, но усилия экономные.
6.   Быстрое запоминание информации,
возможность создавать презентации.
7.   Учат память улучшать и контроль осуществлять.
8.   Правила создания интеллект-карт вполне доступны детям.
9.   Для этого требуются цветные карандаши, маркеры.
10.   Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
11.    От центра отходят ветви. Каждая ветвь имеет свой цвет.
12.    От главных ветвей отходят ветви второго, третьего порядка.
13.    Они изогнуты, как у дерева.
В основу составления интеллект-карт положен принцип радиантного мышления, от латинского radians, что значит испускающий лучи, подобно радиусу. «Радиальное мышление» – это ассоциативное мышление, отправной точкой которого является центральный образ.
14, 15, 16, 17. Ключевые слова, контуры, ассоциации подскажет интуиция.
 18. Основная идея, под-идея или главная тема, потом микротема…
 19. Поисковая система, репертуар схем или сетка фреймов на бумаге;
 Наглядно представленные связи помогают удерживать в памяти мысль и развивать ее.
Техника «Интеллект-карт» гарантирует успехи в учебе и в работе.
Просмотр видеофильма «Что такое ум?».
Главная мысль. О работе интеллекта судят по результатам, продуктам деятельности.
Динамику личных достижений школьников в деятельности на уровне качества результата удобно фиксировать в виде портфолио, где отражается весь спектр талантов и способностей, интересов и склонностей.
Образовательный рейтинг ученика прослеживается по всем направлениям: учеба, увлечения, творчество.
Желающим могу предложить (подарить) диск с этой презентацией.
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю принять участие в игре «Интеллектуальный ринг». Практические задания для участников мероприятия. Раунд I, II, III, IV, V. Продолжением интеллектуального ринга может служить конкурс «Интеллектуал-2017». Упражнение «Пословицы».
Очень интересное задание «Шестиклеточный логикон»

Для учащихся 1-2 классов уместны вопросы, представленные в игре «Что? Где? Когда?».
Оценка урока математики «Большой Дробный мозгодром».
(Развивает математический интеллект)
Отзыв об игре «Умники и умницы» (русский язык).
(Развивает вербальный интеллект)
Анализ урока изобразительного искусства «Сказочная страна Натюрморт». (Развивает эмоциональный интеллект)
Итог в форме «Вернисажа открытий»
– Что нового узнали?
– Что интересного почерпнули?
– Какие методы и приемы хотели бы использовать в своей работе?
– Какие презентации хотели бы позаимствовать, чтобы пополнить собственный методический арсенал?
Саморефлексия.
Желающие могут получить электронные версии представленных материалов. Методическую студию можно завершить следующими стихами:
Успех
Успех едва ль придет к лентяю,
К успеху путь тернист и крут.
А годы, быстро пролетая
Трудяг к успеху приведут.
И если ты не прочь поспать –
Успеха точно не видать.
А что же нас ведет к успеху?
Терпенье в жизни и делах.
Напор не будет нам помехой
В поступках наших и мечтах.
И если цель тебе видна –
Иди, не бойся отступиться,
На то и жизнь тебе дана,
Чтоб где-то чем-то поступиться.
А если где-то ты упал, вставай,
И дальше продолжая,
Будь крепок, мудр, силен и крут
Свой путь к успеху пролагая.

И он придет, ты только верь,
Придет и в двери постучится.
А ты  спросонья: «Кто таков?»
– Успех!
– Ого, вот это птица!
Я знал, я верил, я терпел.
Не может быть никак иначе!
Я в жизни сделал много дел
Весьма хороших и удачных.
Я добрым был, я помогал,
Когда другие разбегались.
Я плакал, ждал, терпел, стонал,
Когда другие вслед смеялись.
Ура! Пришел ко мне успех,
А с ним богатство, мир утех,
Любовь, мечты, карьерный рост,
Публичность, лад, высокий пост.
А вам, друзья, хочу сказать:
«Себе ведь надо доверять,
И сильно верить в свой успех,
И добрым другом быть для всех».
Идите, думайте, дерзайте
И о мечте не забывайте.
Мечта, как птица, сквозь года
К успеху путь найдет всегда.